Berkeley Foursome редкий и незаслуженно забытый автомобиль в наши дни.Berkeley имелт поперечную компоновку двигателя и привод на передние колеса задолго до того как это стали делать в Mini, а также использовали монококовый стеклопластиковый кузов задолго до того как он появился у Lotus.
Сейчас название модели "Foursome" вызвало бы насмешки, но в 1950-х годах это означало, что в автомобиле есть четыре посадочных места - два спереди и два сзади, накрытые тонировочным чехлом. Сегодня в англоязычном сленге "Foursome" означает форму группового секса с участием четырех человек любого пола.
Berkeley Cars
Компания Berkeley Cars была основана в 1956 году в результате сотрудничества начинающего автомобильного дизайнера Лоуренса "Лоури" Бонданда и Чарльза Пантера, владельца завода Berkeley Coachworks, который в то время был одним из крупнейших производителей автофургонов в Европе.
Бондан хотел разработать линейку небольших, легких спортивных автомобилей с приемлемой ценой, а Пантера - хотел получить второй источник дохода для своего завода, который был бы менее подвержен сезонным колебаниям, чем производство автофургонов.
Несмотря на то, что оба основателя понимали, что шансы добиться успеха не велики, им все же сопутствовала удача, по крайней мере некоторое время.
К середине 1950-х гг. использование стеклопластика для изготовления кузовов автомобилей стало повсеместным, и самым ярким примером стал Chevrolet Corvette, дебютировавший в 1953 году. Однако и до Корвета было немало интересных автомобилей со стеклопластиковыми кузовами, включая необычный Kaiser Darrin.
Все серийные автомобили, использовавшие стеклопластиковые кузова, имели стальное шасси и почти все были заднеприводными. Все изменилось в 1956 г. с появлением Berkeley Sports - небольшого британского спортивного автомобиля с несущим стеклопластиковым кузовом-монококом, оснащенного мотоциклетным двигателем, установленным поперечно спереди и приводящим в движение передние колеса.
Berkeley Sports имел независимую переднюю и заднюю подвеску на витых пружинах, весьма необычную и передовую для того времени, а его снаряженная масса благодаря легкой композитной конструкции составляла всего 605 фунтов (274 кг).
Первоначально в Berkeley использовали британский двухцилиндровый двухтактный двигатель Anzani объемом 322 см3 мощностью 15 л.с. Двигатель приводил в движение передние колеса через трехступенчатую коробку передач и цепную бортовую передачу.
Несмотря на небольшую мощность, благодаря очень малой массе автомобиля, его динамика была вполне бодрая. Считается, что Стирлинг Мосс управлял таким автомобилем в Гудвуде в сентябре 1956 г., а официальная презентация Berkeley Sports состоялась в том же году на Лондонском автосалоне 1956 г.
Модернизированная версия Berkeley Sports появилась через несколько месяцев в 1957 г., за ней последовал целый шквал новых моделей, включая Twosome, Foursome, B95 и B105, QB95 и QB105, T60, T65 и Bandit.
В 1958 году легенда ралли и сестра Стирлинга, Пэт Мосс, на автомобиле Berkeley Sports участвовала в ралли Льеж-Брешия-Льеж в классе автомобилей до 500 куб. см. Команда Berkeley, состоявшая из шести автомобилей, включая комментатора BBC Робина Ричардса, лидировала до Словении.
К сожалению, трудности преодоления крутых горных перевалов в летнюю жару постоянно приводили к перегреву мотора, и Мосса пришлось буксировать обратно в Италию на другом Berkeley.
В период с 1956 по 1961 гг. Berkeley Cars смогли реализовать около 4100 автомобилей. В начале 1960-х гг. компания прекратила свою деятельность, легковые автомобили не смогли покрыть падение продаж у подразделения производившие автофургоны.
Недавно была предпринята попытка возродить Berkeley Cars, выпустив новую линейку моделей, но попытка оказалась неудачной.
Berkeley Foursome
Foursome стал, пожалуй, самым утилитарным автомобилем компании Berkeley. Широкая и длинная модель с двумя небольшими задними сиденьями, подходила для семейных пар с детьми. Конфигурация 2+2, позволяла состоятельным семьям с детьми оправдать покупку столь дорогого спортивного автомобиля.
Формат 2+2 пользуется огромным успехом на протяжении многих лет, и наличие задних сидений, несомненно, помогает продавать автомобили, но в реальности в сегменте спортивных купе ими пользуются крайне редко.
В отличие от некоторых ранних моделей Berkeleys кузов Foursome был расширен на 4 дюйма и удлинен на 8 дюймов, и было решено, укрепить его стальными и аллюминиевыми усилителями. Инженеры боялись что нагрузка от еще 2 дополнительных пассажиров может негативно сказаться на прочности обычного стеклопластикового кузова.
Официальный анонс Berkeley Foursome состоялся в октябре 1958 г., через два года после того, как компания впервые выпустила Berkeley Sports.
Автомобиль оснастили трехцилиндровым двухтактным мотоциклетным двигателем Excelsior объемом 492 куб. см, который агрегатировался с четырехступенчатой секвентальной коробкой передач. Тормажение стортивного купе производилось с помощью барабанов в круг. Автомобиль продавался по цене 700 фунтов стерлингов, включая налог на покупку, и еще 28 фунтов стерлингов брали за опциональную жесткую крышу.
Был выпущен один прототип Berkeley Four и 19 серийных автомобилей, итого 20, этот факт делает "четверку" одним из самых редких автомобилей компании. Неизвестно, сколько их сохранилось до наших дней, но, скорее всего, их можно пересчитать по пальцам одной руки.