Ferrari 121 LM - ответ на вызов в Ле-Мане Ferrari 121 LM - ответ на вызов в Ле-Мане

Ferrari 121 LM - ответ на вызов в Ле-Мане

Ferrari 121 LM, также известная как Ferrari 735 LM, была создана ;с одной единственной целью - бросить вызов и выиграть гонку "24 часа Ле-Мана" у тотально доминирующего в 1955 году Mercedes-Benz 300SL.

Автомобиль сильно от личался от других моделей Ferrari того периода, 121 LM оснащался не двигателем V12, а разработанной Аурелио Лампреди рядной шестеркой Tipo 121. Это был гоночный двигатель с сухим картером, двойными верхними распредвалами и рабочим объемом 735 куб. см на цилиндр.

Быстрые факты - Ferrari 121 LM

  • Ferrari 121 LM был итальянским ответом на доминирование в гонках Mercedes-Benz 300SL (и SLR) и Jaguar D-Type, которые лидировали на трассах и дорожных гонках по всей Европе.
  • И 300SL, и D-Type оснащались рядными шестицилиндровыми двигателями с двойными верхними распредвалами, и отличались невероятной надежностью и живучестью. Энцо Феррари поручил инженеру Аурелио Лампреди разработать рядный двигатель Ferrari, способный дать отпор немцам и британцам.
  • Ранее Лампреди разработал для Ferrari большой V12 и меньшую рядную четверку. Он использовал конструкцию рядной четверки, в частности, от Ferrari 500 Mondial, в качестве отправной точки для новой шестерки. По сути, он удлинил блок и добавил два цилиндра, что превратило 2,0-литровую рядную четверку в 3,0-литровую шестерку - Tipo 114.
  • За Tipo 114 последовал Tipo 118 с большим объемом 3,7 литра, который затем сменил Tipo 121 с объемом 4,4 литра и мощностью 330 л.с. Именно этот двигатель был установлен на Ferrari 121 LM.

Итальянцы против немцев и британцев

В середине 1950-х годов в мире автомобильных гонок в основном доминировали три страны - Италия, Германия и Великобритания. Расклад сил не менялся, не до не после Второй мировой войны.

Немцы добились значительного успеха с моделью Mercedes-Benz W194, выиграв "24 часа Ле-Мана" в 1952 году. Затем британцы выиграли гонку в Ле-Мане в 1953 году на Jaguar C-Type, а итальянцы ответили победой в 1954 году на Ferrari 375 Plus.

К середине 1950-х годов это была одна из самых ожесточенных автомобильных гонок 20-го века. Jaguar разрабатывал свой новый D-Type, Mercedes совершенствовал серию автомобилей 300SLR, а Ferrari разрабатывала как новый двигатель, так и новый автомобиль для гоночного сезона 1955 года.

В то время никто этого не знал, но 1955 год станет одним из самых напряженных сезонов в истории автомобильных гонок и одним из самых трагических. В 1955 году на гонке "24 часа Ле-Мана" произойдет самая страшная авария в истории автоспорта - катастрофа 1955 года в Ле-Мане. Посмотреть короткоментражку об этой катастрофе можно здесь: Ле-Ман 1955 - Смертельное соревнование

Прибытие Ferrari 121 LM

Для того чтобы дать бой своим заклятым соперникам в Ле-Мане, Энцо Феррари поручил инженеру Ferrari Аурелио Лампреди разработать новый двигатель с прямой шестеркой - такой же формат двигателя использовали Mercedes и Jaguar.

Ранее Лампреди разработал V12 для Ferrari, а также более компактную рядную четверку. По сути, он взял за основу шестерки свою раннюю рядную четверку, это позволило сэкономить время на разработку и увеличить надежность двигателя, ведь многие болячки четверки уже были выявлены и устранены в ходе ее эксплуатации.

2,0-литровая "четверка" Lampredi имела объем цилиндров около 500 куб. см, поэтому добавление двух дополнительных цилиндров позволило бы довести рабочий объем до 3,0 л. Этот двигатель получил название Tipredi. Новый движок получил индекс Tipo 114, хотя многие до сих пор его называют просто Lampredi Six.

Следующие модификации не заставили себя долго ждать и вскоре появился Tipo 118 с большим рабочим объемом в 3,7 литра. Затем его сменил Tipo 121 объемом 4,4 л и мощностью 330 л.с. при 5800 об/мин - именно этот двигатель устанавливался в Ferrari 121 LM.

Для участия в гонке "24 часа Ле-Мана" 1955 года были построены три гоночных экземпляра Ferrari 121 LM, позже к ним добавился четвертый экземпляр. Впечатляет и то, что все четыре автомобиля все еще на ходу, спустя почти 70 лет.

К несчастью для Ferrari, новенький Tipo 121 все еще страдал от некоторых проблем, которые не позволили Ferrari одержать победу в Ле-Мане. Тем не менее, автомобилю удалось на скоростном участке развить скорость в 181 миль/ч (291 км/ч).

У одного из автомобилей отказал двигатель после 52 кругов, второй сошел из-за проблем со сцеплением и перегрева мотора после 76 кругов. В гонке оставался все один автомобиль, однако и у него отказало сцепление после 107 кругов и 10 часов гонки.

Jaguar D-Type Майка Хоторна и Айвора Буэба выиграл гонку, за ним последовал Aston Martin DB3S Питера Коллинза и Поля Фрера, а третье место занял еще один Jaguar D-Type, пилотируемый Жаком Сватерсом и Джонни Клаесом.

Команда Mercedes сошла с дистанции после того, как Mercedes-Benz 300 SLR под управлением Пьера Левега попал в аварию с Austin-Healey Лэнса Маклина. Mercedes Левега на огромной скорости вылетел с трассы и врезался в трибуну. В результате катастрофы погибли 83 человека, включая Левега, и еще почти 180 зрителей получили серьезные травмы.

Эта трагедия стала известна как катастрофа 1955 года в Ле-Мане.