История марки Morgan и ее традиций История марки Morgan и ее традиций

История марки Morgan и ее традиций

11 февраля 1909 года в городе Малверн-Линк в центральной Англии собран первый Morgan — трицикл Runabout, с которого началась история невероятной Morgan Motor Company

С момента своего образования до нынешних дней Morgan Motor Company так и не удосужилась сменить статус. Вот уже более века это небольшая английская фирма по производству лимитированных спортивных автомобилей класса люкс. Со времен ее основателя — Генри Фредерика Стенли Моргана — наиболее ценным ресурсом компании остаются ее традиции, пренебрежение которыми, как доказало время, едва несколько раз не погубило фирму.

А традиций у Morgan много. Никогда не заниматься производством двигателей. Не делать автомобиля, если на него нет покупателя. Идеальный автомобиль — одноместный, но никто почему-то до сих пор не может этого понять. Поэтому только для вас мы можем построить двухместную машину.

Четыре кресла? Только по спецзаказу либо если вы носите пиджак с гербом Виндзоров. В любом случае убирайтесь прочь и приходите годиков через пять, когда мы построим ваш автомобиль.

Кузов из стеклопластика? Бросьте ваши шутки, а лучше сходите в магазин игрушек. Мы используем только сталь, алюминий, ценные породы дерева... Можем покрыть ручку переключения передач золотом. Но даже тогда ваш Morgan вряд ли угонят. Такой не спрячешь. Словом, готовьте полтораста фунтов, вряд ли годовая страховка на ваш Morgan обойдется дороже.

Даже первый Morgan в самом начале 20 века уже имел весьма показательное соотношение мощности к весу — порядка 90 «лошадей» на тонну. Дальше количество «лошадок» неизменно росло. Традиции буквально вылепили этот бренд в уникальный прецедент. В Morgan даже подушки безопасности начали устанавливать только в 1998 году. Видимо, без них автомобили компании окончательно оказались вне закона.

К тому времени по интернету уже гуляла цитата, приписываемая Соичиро Хонда. Он якобы предсказал, что в ближайшем будущем автогиганты поглотят мелкие компании, и на рынке останется всего с полдюжины крупных автомобильных концернов. Затем, сделав паузу, добавил: «И Morgan».

Так или иначе, но философия Морганов доказала свою жизнеспособность и, вероятно, еще многие годы будет основой этой уникальной компании. А начиналось все с трехколесной тележки. Еще в 1908 году Генри Морган был уверен, что его автомобиль будет простым, легким, с оптимальным соотношением веса и мощности. У него должен быть приемистый и экономичный мотор и отлично сбалансированное шасси. В 1909-м году такой автомобиль был построен, а в 1910-м трехколесное чудо зарегистрировали под номером CJ 743 и выставили на публику.

Первый Morgan — одноместный автомобиль с 2-цилиндровым V-образным двигателем воздушного охлаждения Peugeot мощностью 7 л.с. с жесткой, но очень легкой рамой и независимой передней подвеской. Runabout («Бегунок») — это прозвище, которым окрестили новинку местные журналисты. А среди первых агентов, или, как сейчас говорят, дилеров марки оказался Ричард Бэрбридж — директор ныне знаменитого универмага Harrod's. Он разместил первые машины в витрине своего магазина, что позволило быстро найти для них покупателей. Ведь не секрет, что публика к первым «Морганам» отнеслась очень скептически из-за того, что они были одноместными.

Первый урок Генри быстро возвел в ранг философии: в машине должно быть как минимум два кресла... А дальше было множество гонок на трех колесах. Морганы буквально помешались на автоспорте. Хватало и побед, и обидных поражений, однако за брендом крепко укрепилась репутация производителя сугубо спортивных автомобилей, что весьма позитивно сказывалось на выручке компании, которая неизменно росла.

Первая четырехколесная модель компании — Four Four (4/4) с 4-цилиндровым двигателем Triumph на 19 л.с. — появилась только в 1936 году. Говоря откровенно, дальше с дизайном кузовов в Morgan, видимо, решили не заморачиваться. Автомобили, которые выглядят как спорткары 30-40 годов, сочли «классикой навсегда». Они узнаваемы и всегда пользуются спросом у эксцентричных состоятельных чудаков, словно комоды викторианской эпохи. Совершенствовалось только нутро, и неудержимо стремилось к нулю время разгона до сотни. Главное, чтобы из-под капота не торчал наружу 4-х, 6-ти, а затем и 8-цилиндровый двигатель производства Triumph, Rover, Ford или BMW.

Трициклы с задним ведущим колесом строились вокруг неизменной трубчатой рамы вплоть до 1933 года. Затем компания перешла на штампованную раму с Z-образными лонжеронами — еще одна сохранившаяся до наших дней особенность конструкции автомобилей Morgan. И если пик популярности трехколесных машин остался в «двадцатых», ощутимый спрос на них сохранялся вплоть до начала «пятидесятых».

Были у Морганов и проколы. Например, на следующий год после триумфальной победы 1962 года в Ле-Мане автомобиля Morgan Plus 4 (пилоты Крис Лоуренс и Ричард Шефер-Бэррон) в классе машин с моторами до 2-х литров. В 1963-м показали Morgan Plus 4 Plus, своим обликом напоминающий модные по тем временам Lotus Elise и Jaguar XK150. И он торжественно провалился на рынке. К тому же, его кузов был сделан из стеклопластика, из-за чего после аварии не подлежал восстановлению. С тех пор слово стеклопластик оказалось в компании едва ли не под запретом.

«Морганы» продают и сегодня. Современные «берти вустеры», правда, предпочитают самые высокие технологии, отчего патриархальной английской компании приходится сочетать их со старыми традициями ручной сборки. Времена меняются, но дух старой доброй Англии навсегда въелся в идеальную кожу обивки из виндзорских коров родстеров семейной компании Morgan.