История пикапов Subaru История пикапов Subaru

История пикапов Subaru

Если бы Шекспир жил в наше время, это стихотворение он мог бы посвятить автомобилям Subaru. Отдавая дань прекрасным ходовым качествам «Субариков», признаем, дизайн никогда не был главным козырём автомобилей с Плеядами на эмблеме, в лучшем случае внешность Subaru можно было назвать «самобытной», «оригинальной» или «нестандартной». Однако, на наш взгляд, это не повод вносить Subaru в список «автолузеров: самых некрасивых машин всех времён», как это сделал motor.ru. Причём в печальный список, «крылом к крылу» с Fiat Multipla и SsangYong Rodius встала красотка Subaru Baja — четырёхдверный пикап на платформе Subaru Outback II. Впрочем, нет худа без добра, в ответ на эту статью мы решили вспомнить всю недлинную историю пикапов Subaru.

Первым пикапом Subaru стала бортовая версия кей-кара Sambar, увидевшая свет в 1961 году. Sambar стал первым японским микрогрузовичком, в котором двигатель размещался под кузовом. Двухтактный моторчик воздушного охлаждения имел рабочий объём 356 кубических сантиметров и выдавал 16 л.с. Длина микропикапа составляла 2,99 м.

Subaru Sambar

В 1966 году Subaru представило новое поколение «Самбара». Внешность микрокара стала более современной, двигатель стал мощнее на 2 «лошади», и немного удлинилась колёсная база. В 1973 дебютировало третье поколение, на котором «воздушник» сменил двухтактный двигатель жидкостного охлаждения, мощностью 28 л.с. Sambar III также предлагался в версии с открытым грузовым отсеком, но он перестал быть пикапом и стал обычным кей-траком. В 1976 «Самбар» получил четырёхтактный двигатель от Subaru Rex, а в 1980 году в списке опций появилась полноприводная трансмиссия.

Subaru Sambar

В 1982 года свет увидел Sambar IV, на котором появилась независимая подвеска всех колёс, в 1990 появилось пятое поколение, получившее автоматическую бесступенчатую трансмиссию E-CVT, которую в 1995 году сменил трёхступенчатый гидромеханический «автомат».

С 1996 по 1999 годы выпускалась ретро-версия «Самбара», внешность которой перекликалась с грузовичками второго поколения. В 1999 году дебютировал Sambar шестого поколения.

Возвращение пикапа в линейку «Самбар» произошло только в 2012 году, когда Subaru продемонстрировала мини-грузовичок Sambar с двухрядной кабиной.

Но всё-таки Sambar — это скорее коммерческий развозной грузовичок. Другое дело Subaru BRAT, разработанный по заказу главы Subaru of America в 1977 году. Название BRAT не имеет никаких славянских корней, это аббревиатура, которая расшифровывалась как «Bi-drive Recreational All-terrain Transporter» — «Полноприводной внедорожник для отдыха». BRAT был создан на платформе Subaru Leone и оснащался исключительно полноприводной трансмиссией. «БРАТ» не продавался в Японии и поставлялся исключительно на экспорт. Чтобы снизить таможенные пошлины в США, BRAT оснащался дополнительными откидными сиденья в грузовом отсеке, что позволяло продавать его не как пикап, а как легковой автомобиль.

Subaru BRAT

До 1981 года пикап оснащался 67-сильным 1,6-литровым «оппозитом» EA-71, на смену которому пришёл более мощный мотор EA-81 объёмом 1,8 литра, выдававший на 6 «лошадей» больше. Модели 1983-84 годов предлагались также с турбированным двигателем EA-81T, который выдавал аж 94 л.с.! Американские поставки «БРАТа» были прекращены в 1987 году, но поставки в Европу, Австралию (где BRAT продавался под именем Brumby) и Новую Зеландию продолжались вплоть до февраля 1994 года. Кстати, в списке владельцев BRAT отметился даже Рональд Рейган, владевший японским пикапом 1978 модельного года.

О наследнике BRAT заговорили в 2000 году, когда на Детройтском автосалоне Subaru продемонстрировала концепт-кар ST-X («Sport Truck X-perimental» — "«Экспериментальный спортивный пикап»), созданный на платформе Subaru Outback II. Прототип притягивал взгляды необычной компоновкой — четырёхдверное «утилитарное купе» редкий кузов даже для концепта — и яркой двухцветной окраской: ярко-оранжевый цвет кузова в сочетании с контрастным серебристым обвесом. Под капотом ST-X стоял 2,5-литровый турбодвигатель, выдававший 230 л.с.

Subaru Sambar

В 2002 году на конвейер встала серийная версия ST-X — Subaru Baja (произносится «Баха», не «Байа» и тем более не «Байя»!). Пикап получил своё название в честь Мексиканского полуострова Баха, родины ралли-рейда Baja 1000. Вначале пикапы предлагались покупателям только с атмосферным двигателем объёмом 2,5-литра мощностью 165 л.с., агрегатировавшимся с 5-ступенчатой «механикой» или 4-ступенчатым «автоматом». В 2004 году появилась версия с 210-сильным турбодвигателем.

Но к сожалению, «Баха» оказалось слишком экстравагантной для широкого круга покупателей. Несмотря на то, что в 2003 и 2004 годах пикап становился лауреатом премии J.D. Powers's APEAL в номинации «Most Appealing Compact Pickup» — «Самый привлекательный компактный пикап», а в 2006 году журнал Consumer Reports присудил Baja высший балл за надёжность среди пикапов, за четыре с половиной года было продано всего 30 тысяч пикапов. В апреле 2006 года производство «Бахи» было прекращено.