Формула скорости - гоночный эпос Формула скорости - гоночный эпос

Формула скорости - гоночный эпос

Болиды «Формулы 1» середины 60-х – это «гробы на колесиках», окруженные бензином, пилот сидит не в машине, а верхом на бомбе. В то время не думали ни о безопасности, ни о выхлопах, выбрасываемых воздух, в общем, не думали ни о чем, кроме скорости. Как говорит один из героев фильма: «Когда я вижу что-то страшное, то только сильнее давлю на газ, потому что все остальные отпускают гашетку».

Фильм рассказывает о соперничестве профессиональных автогонщиков, которые готовы любой ценой урвать победу. В этом трехчасовом авто-эпосе люди не только гоняют и побеждают - они живут, а значит, и проигрывают, и попадают в аварии, и влюбляются. Любви и любовным треугольникам отведено не мало времени в «Гран При», но именно великолепно переданные не только гонки, но и человеческие отношения, делают этот фильм культовым. В самом начале киноленты Пит Эрон подрезает своего напарника по команде и тот отправляется прямиком на больничную койку. Пит, которого играет актер Джеймс Гарнер, изгнан из команды «Джордан Баер», но он не может смериться, что гонки не для него. Он пытается вернуться в «Феррари», за которую выступал раньше, но безрезультатно. Эрона приглашают в команду «Ямура Карс» (списана с команды Honda) для которой американский гонщик, в конце концов, приносит финальную победу.

Между первой аварией и последней победой японской команды, происходит несколько сюжетных поворотов, может банальных с одной стороны, но вполне характерных для гоночной среды того периода. Франкенхаймер в своем фильме показывает не только гонки, но и жизнь в мире «Формулы 1». За кулисами происходят интриги, светское общение и празднование победы, даже тогда, когда партнер по команде борется за жизнь в больнице. Из фильма ты узнаешь, например, что в Гран При Монте-Карло коробку передач приходится переключать 2600 раз, в среднем каждые три секунды, а трасса в Монако проложена по улицам и дорогам города – единственная подобная трасса в сезоне. Но эти знания не долго задерживаются в голове, потому что все внимание на себя оттягивает скорость, а точнее то, как она подана в «Гран При».

Продуманность

Перед тем как снимать свой фильм, Франкенхаймер отправился на настоящий Гран-при Монако, тщательно изучил работу техников и пилотов гоночных болидов и, более того, добился от руководства гонок разрешения установить на машины камеры в целях передачи настоящей атмосферы гонки. Притом это были тяжелые и громоздкие 70 мм камеры, которые заметно нагружали машину. Естественно, что те болиды, что несли на борту 70-миллиметровки, не должны были попадать в кадр. Рискованная идея Франкенхаймера дала потрясающий эффект – зритель наблюдает гонку глазами водителя и видит ее на огромной скорости. Именно благодаря фильму «Гран При» и лично Джону Франкенхаймеру, появился способ трансляции «Формулы 1» глазами пилота. Также съемки велись с нескольких вертолетов, постоянно парящих над гоночными треками. Но все же больший эффект присутствия создается при виде, как бы из-за плеча пилота. Зритель видит пилота, видит, как он переключает передачи, цепко держит руль и главное видит трассу, красившие обгоны и скорость. Обычно зрителю показывали скорость за счет монтажа, когда отдельные гоночные эпизоды прокручивали на большей скорости. Франкенхаймер решил не обманывать зрителя и показал реальную скорость Formula One 60-х годов. На руку режиссеру пришлась и идея с разделенными экранами, когда зритель одновременно видит болиды с нескольких ракурсов. Даже сейчас, спустя сорок лет это смотрится великолепно – борьбу между «Феррари», «Джордан» и «Ямура» можно наблюдать с замиранием сердца и во всей красе. Режиссер показывает одновременно и то, что проходит на трасе, и то, что вне нее. На разделенном экране видно сразу несколько болидов, зрителей на трибунах и ключевых персонажей фильма. Плюс в фильме проскальзывают кадры с реальных чемпионатов Formula One. Современные болиды «Формулы 1» стоят более миллиона долларов, а в шестидесятых годах, когда снимался фильм, формульные спидстеры стоили около 100 000 долларов, что тоже совсем не мало. Например, новенький Ford Mustang в 1966 году стоил меньше 3 000 долларов. Поэтому в особо опасных сценах, когда есть риск повредить машину, в фильме задействованы болиды «Формулы 3», которые при небольших переделках, становились, похожи на Formula One. Для съемок Gran Prix были приглашены не только именитые актеры того периода, но и профессиональные гонщики. Режиссер консультировался и прислушивался к гоночным легендам в лице Хуан-Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс, что позволило сделать фильм таким реалистичным и правдоподобным. Многие критики, фанаты и просто любители гонок, считают «Гран При» лучшим фильмам о гонках из всех, когда-либо снятых.

Слай давай

После Франкенхаймера, несколько режиссеров пыталось снять фильм о гонках в сотрудничестве с профи. Например, не безызвестный Силвестр Сталлоне вложил миллионы долларов в кинокартину Driver (в русском прокате «Гонщик») и хотел все закрутить вокруг современной «Формулы 1». Но владельцам FIA не понравился сценарий, и они отказали «Рэмбо» и даже запретили использовать торговую марку Formula One в его «Гонщике», который, кстати, провалился в прокате.

Факты о фильме

Джеймс Гарнер, который играет гонщика, Пита Эрона, гонял в фильме сам, а в перерывах между съемками, любил, погонятся, и умудрялся обставлять профессиональных гонщиков, нанятых для съемок. А вот Бедфорд вообще не умел ездить, Сабато гонял только медленно и очень нервно, а Монтан испугался болидов еще в начале съемок и потом тока буксовал. Первоначально на главную роль выбрали Стив МакКвина, но переговоры не удались, хотя в 1971 году Стив снялся в фильме о гонках «Ле Ман», который также заслуживает восхищения. В конце фильма, когда погибает Сарти, которого играет Ив Мотан, команда «Феррари» выводит свою вторую машину из гонки, как в 1955 году поступили Alfa Romeo и Mercedes-Benz. Из 32 водителей, которые участвовали в кино, пятеро погибли в гоночных происшествиях в течение ближайших двух лет, и еще пятеро в течение последующих десяти лет. Некоторые съемки проводились на скорости более 200 км/ч на специально оборудованном Ford GT40, который неплохо проявил себя в гонках в Ле Мане. Помимо Монако, съемки фильма проходили в Клермон-Ферран (Франция), Монца (Италия), Курорт - Франкорчампс (Бельгия), Уоткинс Глен (Нью-Йорк, США) и Задвурт (Голландия). В 1967 году филь получил два «Оскара» – за лучший монтаж, звук и лучший монтаж звуковых эффектов. Grand Prix был переиздан на DVD и HD DVD 11 июля 2006 года.